Адвокатское бюро
и юридическая компания

ПУБЛИКАЦИИ

Изменения в порядке открытия и деятельности представительств иностранных организаций

07.06.2018, Законодательство

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408 утверждена новая редакция Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций (далее - Положение).

 

Изменен «регистрирующий» орган. Это основная новация. На данный момент принятие решений о выдаче разрешения на открытие представительства, продлении срока его действия и прекращении деятельности представительств относится к компетенции МИД. Впредь таким органом будут облисполкомы и Минский горисполком по месту нахождения представительства. За МИД останется только функция по методологическому сопровождению деятельности исполкомов.

Вместе с тем по-прежнему после получения разрешения представительство должно самостоятельно стать на учет в налоговых органах, органах ФСЗН, пройти регистрацию в РУП «Белгосстрах». По нашему мнению, раз уж «регистрация» представительства передана исполкому, было бы целесообразно ввести автоматическую постановку его на учет по аналогии с регистрацией юридических лиц.

 

Сохранен разрешительный принцип открытия представительства.

 

Сохранено ограничение максимального количества иностранных граждан в штате представительстве: 5 человек, включая руководителя. При этом нарушение такого ограничения теперь будет являться дополнительным основанием для вынесения исполкомом решения о прекращении деятельности представительства.

 

Сохранены цели открытия представительств: осуществление деятельности подготовительного и вспомогательного характера. Т.е. осуществление представительством предпринимательской деятельности по-прежнему не допускается.

При этом законодатель все так же использует, на наш взгляд, не самую удачную формулировку «деятельность подготовительного и вспомогательного характера», снова не приводя определения этим терминам. А в примерах такой деятельности (таких же, как в текущей редакции) по-прежнему указана деятельность по продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. На наш взгляд, такая деятельность не является подготовительной, а непосредственно связана с основной предпринимательской деятельностью организации.

Также не совсем понятна логика законодателя, когда при прямом указании запрещенной для представительств деятельности наряду со свержением конституционного строя, пропаганды войны и прочей противоправной деятельностью называется осуществление представительствами страховой деятельности, в т.ч. консультационных и информационных услуг по страхованию. На наш взгляд, последнее ограничение прямо следует из «общего запрета» на осуществление представительством предпринимательской деятельности. В противном случае этот запретительный перечень следовало бы продолжить иными видами экономической деятельности.

 

Существенно не изменился перечень документов, необходимых для выдачи разрешения, продления его срока действия, а также в связи с прекращением деятельности представительства.

При открытии представительства даже установлено послабление: не требуется предоставлять доверенности на руководителя представительства и лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием представительства, если руководитель представительства или указанное лицо является руководителем этой иностранной организации и информация об этом содержится в выписке из торгового регистра.

Для продления срока действия разрешения дополнительно необходимо будет представить актуальную легализованную выписку из торгового регистра и документ, подтверждающий полномочия лица, обратившегося за продлением.

 

Установлен открытый перечень оснований для отказа в открытии представительства и продлении срока действия разрешения. Судя по известной нам практике, аналогичные основания в настоящее время применяются МИДом на практике.

 

Увеличится срок выдачи разрешений на открытие представительства и продления срока действия разрешения: с 10 дней до 30 дней, и с возможностью продления срока до 2 месяцев.

 

Ужесточатся сроки обращения за продлением срока действия разрешений: представительство должно обратиться не позднее 30 дней (сейчас – не позднее 10 дней), но не ранее трех месяцев до даты истечения срока действия разрешения.

 

Для выдачи дубликата разрешения в случае его утраты теперь необходимо будет разместить публикацию в СМИ о его утрате.

 

Упраздняется служебная карточка. Сейчас МИД выдает руководителю представительства служебную карточку.

 

Существенно не изменились обязанности представительства. Дополнительно установлен срок для уведомления исполкома об устранении представительством выявленных нарушений – 3 дня после истечения срока, указанного в предупреждении исполкома. В случае смены местонахождения представительства соответствующие документы необходимо подавать в исполком по новому местонахождению.

 

Увеличен срок для представления ежегодного отчета о деятельности представительства: его необходимо представить в исполком по 1 марта (сейчас – по 10 января) следующего года.

 

Изменены основания для прекращения деятельности представительства.

Во-первых, суд исключен из перечня органов, принимающих решения о прекращении деятельности представительства. Такое решение может быть принято только исполкомом или самой иностранной организацией.

Во-вторых, изменился перечень таких оснований. С одной стороны, перечень стал закрытым за счет исключения компетенции суда принять решение о прекращении деятельности представительства «в случае иных нарушений законодательства». С другой стороны, введено новое основание – внесение в исполком соответствующего требования (любого) заинтересованного государственного органа. При этом в настоящее время не установлены основания для внесения такого требования, а также критерии такой заинтересованности. Полагаем, что в данном случае речь идет о государственных органах, которые согласовывают решение о выдаче разрешения на открытие представительства в случаях, когда планируемая деятельность представительства не указана в Положении.

 

Таким образом, не считая изменения «регистрирующего» органа, на наш взгляд, порядок открытия, осуществления и прекращения деятельности представительств иностранных организаций не претерпел существенных изменений. Полагаем, что, если изменения, которые приняты, направлены на унификацию процедур открытия представительств иностранных компаний и регистрации юридических лиц, законодателю следовало бы предусмотреть также возможность автоматической постановки представительств на учет в компетентных государственных органах и организациях.

Изменения вступят в силу 1 сентября 2018 года.

Все публикации

CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK